Виртуальный музей "КРАЕВЕД"

Единое образовательное пространство.

Никто не забыт,
ничто не забыто.

Экскурс в фонды музеев.

Диалог-клуб.

Фотогалерея.

Информационные ресурсы.

Выставочный зал.

Экспозиция: "Поэзия народного костюма"

Народный костюм любой страны, будучи явлением крайне сложным, отличается одной особенностью - его покрой, форма, сочетания цветов, количество деталей оставались обязательными для всех жителей данной местности, и только материал и украшения свидетельствовали об имущественном положении владелицы или владельца.

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами – мало расчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром

Праздничный девичий костюм Воронежской губернии ( сарафан из черной шерстяной ткани, рубашка с красной «воротушкой»и красными рукавами с тканым цветным орнаментом и вышивкой, красный передник с тканым белым рисунком, красный головной платок). Конец X1X – начало XX века.

Как в россыпи речного жемчуга каждая жемчужинка радужными переливами похожа одна на другую, но все они неповторимы и своеобразны в едва уловимых оттенках и пленительных неправильностях формы, так и народная фантазия, объединяя все виды искусства, каждому из них придает драгоценное своеобразие.

В наше время эту связь различных видов и областей искусства принято называть стилем.

Траурный женский костюм района Курши  (длинная холщовая рубашка, траурная темно – красная понева, холщовый платок и запан).X1X век. Рязань.

 

Различные части одежды, такие привычные в повседневной жизни, в свадебном обряде приобретали особый смысл. Подарком жениха всегда была обувь. И, надевая эту обувь в день свадьбы, в день начала новой жизни, невеста уходила из дома отца в дом жениха, чтобы всю жизнь идти с ним одной дорогой.

Костюм невесты г.Костромы (белая кисейная рубашка, темно – сиреневый атласный сарафан, шитый золотом «полушугай», девичья повязка с жемчужной обнизью).Вторая половина X1X века. Кострома.

Радость и глубокая печаль – вот два чувства, на которых строился свадебный обряд у русского народа. Славяне верили в судьбу. Судьбой нельзя было повелевать, с ней невозможно было вступать в борьбу, она была капризна и изменчива, ревниво относилась к чрезмерной удаче, как будто выхваченной у нее против воли. Но можно было «отвести» судьбу, прикрыть радость печалью, поведать людям о возможных неудачах и трудностях.

« На свадьбу - как на похороны» - вот такими были требования к костюму невесты, в котором она ехала венчаться. В некоторых местностях невесты даже надевали две рубашки, и одна из них оставлялась на смерть.

Если красный цвет был цветом солнца, радости, веселья, то белый – цвет снега, покрывавшего саваном землю в долгие зимние месяцы, - был символом смерти. Белым платом покрывали голову и почти всю фигуру невесты, белыми были рукава ее рубашки.

Костюм новобрачной города Галича-Костромского ( белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина X1X века. Костромской историко – архивный музей – заповедник.

 

Длительный обряд свадьбы разделялся на три части: сватовство, свадьба – венчание и начало жизни молодых – первый день после свадьбы. Поэтому и наряд невесты состоял из трех костюмов.

Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина X1X века.

Девичья коруна – свадебный убор  невесты Северного края.X1X век.

По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой. Особенно любимыми в крестьянском быту были ситцевые платки, по ярко – красному фону которых тонкими синими, желтыми, белыми линиями и точками был нанесен рисунок из стилизованных цветов, листьев и завитков.

Галичский кокошник, шитый серебром и жемчугом, с жемчужной ( бисерной ) понизью, белый кисейный платок, шитый золотом – головной убор новобрачной. Первая половинаX1X века. Костромской историко – архивный музей – заповедник.

Белый галичский кисейный платок, шитый золотом. Вид сзади. Первая половина X1X века. Костромской историко-архивный музей –заповедник.

  Плат – от самого дорогого, шитого золотом, до самого дешевого скорбного холщового покрова вдовы - был символом честности женской жизни. Самым большим позором для  женщины Древней Руси было насильственное публичное обнажение ее головы.

  Скрыто временем появление на Руси сарафана, ставшего символом русской женской одежды. Название это не русское, а персидское и обозначает « одетый с головы до ног» и впервые в русских источниках упоминается в X1V веке.

  До нас дошли «Кроельные книги», куда изо дня в день дьяки заносили расходы всех видов материалов для изготовления великокняжеской одежды или одежды для подарков разным лицам. Из них мы узнаем, что еще в XV11веке женский сарафан носили с рукавами, а как мужская одежда он перестал бытовать уже в XV1 веке.

  В XV11веке ни одна русская женщина не обходилась без верхней, длинной, распашной одежды с рукавами – «телогреи». Само название вызывает у нас представление об уюте и тепле, о добротно сделанной защите от холода. В петровские времена телогрея превращается в короткую (выше колен) распашную, чаще всего на лямках, расширенную книзу одежду, которую носят на роспуск. Ее пирамидальный силуэт повторяет линии сарафана и создает новые пропорции костюма. Широкое распространение получают « душегреи», «шугаи» и «полушугаи».

Жительницы г. Галича в местных костюмах. Первая половина X1X века.

Сарафан и шугай севера России. Первая полвинаX1X века. Костромской историко – архивный музей – заповедник. 

Костюм горожанки северных городов России ( белая рубашка, сарафан и шитый золотом полушугай, бархатный кокошник, шитый золотом.) Первая половинаX1X века Костромской историко – архивный музей – заповедник.

Росли города, все более шумной и оживленной становилась городская жизнь в X1Xвеке, и под натиском городской культуры уходили в прошлое парчовые и штофные сарафаны, шитые жемчугом кички и сверкающие золотыми узорами бархатные и шелковые душегреи. Очарование женского облика для людей новых поколений заключалось уже не в великолепии и декоративности костюма, а в человеческих достоинствах, все больше и больше ценимых людьми XXвека.

Hosted by uCoz