Виртуальный музей "КРАЕВЕД"

Единое образовательное пространство.

Никто не забыт,
ничто не забыто.

Экскурс в фонды музеев.

Диалог-клуб.

Фотогалерея.

Информационные ресурсы.

Выставочный зал.

Экспозиция: "Православная культура Костромского края".

 

На живописном берегу Чухломского озера, на высоком холме, в обрамлении вековых лип и елей, за белокаменными стенами, сверкая куполами на солнце, гордо возвышается Свято – Покровский Авраамиево – Городецкий монастырь. Вот в этом благодатном месте я родилась и живу. Из окон моего дома хорошо видны купола храмов. В дни богослужения над селом плывёт торжественный колокольный звон. Меня давно заинтересовала история монастыря. В своей работе я использовала материалы из книг Настоятеля монастыря  Архимандрита Никандра.
 

  Исторические  сведения  о  монастыре 

 

 

Авраамиево – Городецкий монастырь.
Гравюра XIX века.

 

Городецкий Авраамиев мужской монастырь основан в четырнадцатом столетии преподобным Авраамием Чухломским. Авраамий прибыл в страну сию из пустыни Радонежской по благословению своего учителя преподобного Сергия ради уединенных подвигов и подвизался на берегу Чухломского озера, и там, в подгории, близ самых вод, построил для молитвы деревянную часовню. Но и здесь преподобный недолго наслаждался любезным ему отшельничеством, некоторые из учеников узнали о новом месте его жительства и захотели переселится к нему.Преподобный благословил их жить на горе,а к себе дозволил приходить лишь для исповедания промыслов. Когда число братии начало начало увеличиваться, Авраамий, наносив из-под горы земли для насыпи, воздвигнул на ней храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезою.Вскоре за тем заведано было общежитие.Достигнув глубокой старости и желая последние дни провести в совершенном безмолвии, он назначил вместо себя игуменом любимого ученика своего Иннокентия, а сам отошел от монастыря на расстояние одного поприща, перенес туда из-под горы прежнюю свою часовню и там, как сказано в рукописных житиях его, «единому Богу беседова в молитвах, и посте, и во всенощном стоянии, и в непрестанном слезном течении». Предузнав время своей кончины за шесть месяцев и в последний из них подпавши тяжкому недугу, он созвал настоятелей и братию всех основанных им монастырей и, дав им наставление о достойном иноческом жительстве, скончался в 1375 году, июля 20-го дня. Тело его тогда же перенесено было из часовни в обитель. Городецкий, или, по древнему наименованию, Покровский, монастырь вскоре по учреждении начал получать вотчины и угодья щедрот великокняжеских. В 1450г. ему уже принадлежали уже:починок в Усольской волости, в Верховье, да в городе Солигаличе соляная варница.В 1518г.- церкви Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, с селами и хлебными деревнями, в Конявинской волости;в Верховой волости два сельца-Кожухово и Митенино.В 1564г. Михайло Филипов Френев с сыном Феодором пожертвовал в «дом Пречистой Богородицы», половину пожни Боринской на берегу Чухломского озера с лесом.
В 1608г. в Городецком монастыре начата строением благоверного и христолюбивого Государя Царя и Великого Князя Василия Иоанновича», каменная соборная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и над гробом преподобного АвраАмия придел во имя пророка Илии. Постройка продолжалась до 8 сентября 1631г. Освещение совершено в 1632г.
В 1629г. князь Иван Шуйский приложил в монастырь обложенный серебром, напрестольный крест с 12 частицами святых мощей, весом в 2 фунта 51 золотник. Крест сей сохранился и доселе и имеет следующую надпись: «Лета 1137году, в месяце июле, сделан сей крест и дан в пречестную и великую обитель Пречистые Богородицы Покрова и преподобного Авраамия Городецкого в Галичском уезде на Чухлому; а дал князь Иван Шуйской;и им князя Ивана и его княгиню Марьфу Бога молить, покамест оне живы, а как Бог по души их сошлет, и им поминать их повседневом поминание и в сенодики написать».
В 1764г., при введении штатов, Городецкий монастырь в числе пяти по Костромской губернии оставлен на своем содержании, по уважению, как сказано в консисторском указе, к тому обстоятельству, что в нем почивает преподобный Авраамий, основатель той обители, и бывает от приходящих доля богомоления подаяние.Но вскоре по введении штатов монастырь начал было приходить в оскуднение. В ведомости, подписанной в конситорию в 1768г., большая часть монастырских зданий значится со многими ветхостями, которые исправить не было возможности за недостатком денег. Впрочем, в таком положении монастырь оставался недолго. Со вступлением в настоятельство строителя Аркадия в 1800г., он быстро стал улучшаться по внешнему своему виду и внутреннему благоустройству. В 1803г. сделаны новый иконостас и новая гробница над мощами преподобного; в1810г. построены около монастыря каменные лавки; в 1814г. перекрыт Покровский собор листовым железом; в 1816г. вместо деревянного пола в том же соборе сделан чугунный; в 1817г. с разрешения преосвященного Сергия заведено было в монастыре общежитие. При входе в храм, с правой стороны, висели вериги преподобного Авраамия. Стены храма были расписаны древними фресками с изображением явленных им чудес. За правым клиросом, в стене, имелась плита с надгробной надписью, указывающей на то, что на том месте была погребена княжна Елена Владимировна Долгорукая – сестра жены Царя Михаила Феодоровича. В ризнице монастырской как святыни хранились церковные древности. Среди них – крест серебряный с мощами, украшенных эмалью и драгоценными каменьями, - вклад князя Ивана Васильевича Шуйского; икона преподобного Авраамия в золоченом киоте, очень древнего письма, Евангелие 1651 года – вклад в церковь Николая Чудотворца, что над монастырскими святыми вратами. Кроме храмов на монастырской территории находился корпус игуменских и братских келий, а вне монастыря, у дороги на Чухлому – гостиница для богомольцев. Монастырь был обнесен высокой каменной оградой с четырьмя башнями по углам. Кроме того, на западной стороне - над святыми вратами - была построена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, с приделом святой великомученицы Параскевы.
В 1918г Аврамиево-Городецкий монастырь был лишен юридических прав, после чего еще некоторое время православная община арендовала его у государства, но уже в качестве приходского храма. Весной 1928г Чухломской уездный исполком направил ходатайство губернским властям о закрытии монастыря и как прихода. Вскоре началось разграбление и разрушение древней обители. В братском корпусе разместили переведенный сюда из Чухломы детский дом. Спустя некоторое время там оказалась уже контора колхозной МТС и квартиры – но ничто не удерживалось долго: столовая сельпо…сельская библиотека…пекарня… В семидесятых годах из монастыря выехала последняя его обитательница - восьмилетняя школа. Он стоял пуст и безмолвен, но не мертв: святые мощи преподобного Авраамия, чудесно уцелевшие от поругания, находились тут, будучи залогом возрождения здесь духовной жизни. Великий чудотворец ожидал прихода восстановителей, православных людей, благословенных Святой Церковью. И они пришли. С Божьей помощью дело пошло. За время реставрациионых работ на южной стороне Покровского храма была обнаружена небольшая чугунная плита, резная надпись на ней сообщала, что в сентябре 1632г тут погребена сестра первой жены царя Михаила Федоровича Романова Марии Владимировны, княжна Елена Владимировна Долгорукова. Надпись гласит: «Лето 1633 году, месяца сентября 6 день, на память воспоминание чуда Архистратига Михаила в Колосаех, в ночи против 7 числа представися боярина князя Володимира Тимофеевича Долгорукого дочь, раба божия, княжна Елена Володимировна, положена в Галицком уезде Городецкого монастыря, соборной церкви у Покрова Пресвятой Богородицы и Чудотворца Авраамия на Городце, сестра Марье Володимировне, что была за государем царем и Великим князем Михаилом Федоровичем всея Руси». Из подвалов Ильинского храма с западной стороны к ключу под горою имелся подземный ход, по преданию по этому ходу монахи ходили к ключу брать из него деньги, которые оставляли верующие. Ключ находился в часовне. Ключ был засыпан в 1947г в связи с тем, что стал антисанитарным местом от большого количества людей, которые здесь омывались водой из него.
 

 В 1608г в Городецком монастыре «по вере и обещанию… царя Василия Иоанновича» начата строением каменная церковь Покрова Богородицы. Смерть царственного покровителя, годы междуцарствия и лихолетия задержали возведение каменного храма. Освящение Покровской церкви состоялось только в 1632г. О завершении в эти годы первенца каменного строительства – обители Авраамия – свидетельствует и камень в южной стене храма. Небольшие размеры сооружения, живописность комплекса, масштабность и характер деталей ассоциируются с жилыми идеологической борьбе религиозно и светского мировоззрения. Здание строили опытные мастера. Пространство храма они дополняют значительным объемом трапезной. К канонически строгому прямоугольнику плана смело пристраивают асимметричный придел с крыльцом и завершают весь комплекс небольшой звонницей. Несмотря на это, зодчие строго соблюдают религиозную символику – на тонкую скорлупу свода они ставят один барабан с окнами и четыре глухих, чтобы создать освященное веками пятиглавие.
Теперь окрестная страна обязана лучшим своим сокровищем – святой верой – сему древнему своему пустынножителю, Авраамию.

 

Здания, принадлежащие  монастырю    

В самом  монастыре.            

 1. Соборная холодная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменная, четырехугольная, одноэтажная, о пяти главах, с трапезной; строена от 1608 по 1631г. Главы и купола на сей церкви по деревянным стропилам покрыты листовым железом, пол в ней чугунный; иконостас о трех ярусах, древней работы, резной, позолоченный.
2. Теплый храм, каменный же, во имя Рождества Христова с приделом преподобного Авраамия, четырехугольный, овальный двухэтажный, с тремя каменными, поставленными в ряд шпилями, на коих главы и кресты обиты белой английской жестью, покрытый по деревянным стропилам листовым железом. Здесь помещена рака, бывшая над гробом преподобного Авраамия, длинной 2 аршина десять с половиной вершков, шириной 1 аршин, с изображением на доске преподобного Авраамия и у него на персях Божией Матери с Предвечным Младенцем.
3.  На западной стороне ограды, над святыми вратами, каменный же трехэтажный храм во имя Николая Чудотворца с приделом великомученицы Параскевы и трапезой, четвероугольный, об одной главе, покрытый, кроме сей последней, тесом. Пол в алтарях и церкви кирпичный, а в трапезе деревянный. Внизу под сей церковью, кроме святых ворот, устроены две кельи с коридором.
4.  На восток от двух первых храмов расположен с одной стороны трехэтажный, а с другой – двухэтажный каменный корпус, длинной 20 сажен, покрытый железом; строен с 1833 по 1841г.; он заключает в верхнем этаже 5 настоятельских и 10 братских келий, в среднем 15, в нижнем – прсфорню, келарню и братскую трапезу и сверх сего несколько комнат для подвалов.
5. Каменный одноэтажный корпус, пристроенный в одно время с главным к ограде, длиной 35, шириной 7 сажен; в нем помещаются: три жилые комнаты для рабочих, кухня, конюшенный и скотный дворы, погреб. Монастырь со всех сторон обнесен каменной оградой с четырьмя по углам башнями, из коих в восточной устроена баня. Окружность ограды 251 ½ сажени, а высота 2 сажени, построена около 1766г. Ворот в ограде двое: одни - святые – на западной стороне под Николаевской церковью, а другие – с северо-восточной от большой Солигаличской дороги; на южной стороне имеется калитка.

На территории монастыря появилось несколько новых деревянных зданий, в том числе двухэтажный гостиничный корпус, келейный корпус и маленькая деревянная часовня в память предка Лермонтовых Георга (Джорджа) Лермонта, который был похоронен на монастырском кладбище, а под горой, на месте кельи Авраамия, поставлена деревянная надкладезная часовня.

Вне   монастыря

 

 1.На юг от монастыря, под горой, близ самого Чухломского озера, на том месте, где сначала поселился преподобный Авраамий, - деревянная древняя с небольшим кладезем часовня; 19 июля, в день празднования преподобному Авраамию, сюда совершается из монастыря крестный ход для водоосвящения.
2. При почтовой дороге в Чухлому, на расстоянии от монастыря несколько более версты, - другая часовня, каменная, построенная на том месте, где преподобный Авраамий, по указанию жития его, провел последние дни своей жизни и скончался. У этой часовни встречают из монастыря со святыми иконами крестный ход, совершаемый сюда из города Чухломы в 7-ю неделю по Пасхе.
3. На северо-восточной стороне от монастыря – трехэтажный, длиной 21, шириной 7 сажен, каменный корпус для помещения богомольцев, заключает в себе 15 жилых комнат, и сверх того в восточной стороне корпуса находится житница для зернового хлеба.
В настоящее время монастырю принадлежат следующие угодья:
а) 97 десятин и 2169 ½ кв. сажен усадебной, пахотной и сенокосной земли в разных дачах;
б) 234 десятины и 223 кв. сажени дровяного леса;
в) две мукомольные мельницы, из коих одна – о четырех поставах – находится в Чухломском уезде на реке Вексе, другая – о трех поставах с маслобойней – в Солигаличском уезде на реке Костроме; доход составляет около 700 руб. серебром в год;
г) Чухломское озеро на пространстве 4356 десятин и 1004 кв. сажени; пожаловано монастырю в 1804г и доставляет сверх достаточного количества рыбы для продовольствия братии около 500 руб. серебром годового дохода; д) каменные и деревянные лавки, устроенные на западной стороне от монастыря; в продолжение ярмарок, проходящих при монастыре в 7-е воскресенье по Пасхе, в 10-ю пятницу, а также 19 июля и 1 октября, приносят ежегодного дохода около 250 р. серебром.
 

. Настоятели монастыря

 

 Настоятельство монастыря от самого основания его до учреждения монастырских штатов в 1764г., было игуменское. Со времени же учреждения штатов определено быть здесь строителям. Из настоятелей известны следующие:


1. Преподобный Авраамий, основатель монастыря, живший в 14 столетии.
2. Игумен Иннокентий, любимый ученик преподобного, поставленный им самим и правивший монастырем еще при его жизни.
3. Игумен Пахомий (10 августа 1900 – 3 января 1906гг)
4. Игумен Иона (5 июня 1906 – 20 марта 1909гг)
5. Игумен Серапион (1910 – до закрытия)
6. Иеромонах Виталий (22 января 1866 – 3 апреля 1868гг)
7. Иеромонах Симеон (1868 – 1871гг)
8. Иеромонах Макарий (лето 1872 – 20 марта 1882гг)
9. Иеромонах Гавриил (1883 – лето 1894гг)
10.Священник Николай Соболев (1871 – июль 1872гг)
11. Архимандрит Платон (29 сентября 1895 – 30 апреля 1900гг)
12. Строитель Сергий (1854 – конец 1865гг)

 

Многие из настоятелей обители преподобного Авраамия по своему времени были людьми хорошо образованными и внесли большой вклад в развитие не только монастыря, но и даже уезда.

Возрождение святой обители

 
19 июля/1 августа 1991г., в день памяти преподобного Серафима Саровского и в канун памяти преподобного Авраамия, Городецкого чудотворца, среди руин обители епископ (ныне архиепископ) Костромской и Галичский Александр в сослужениии духовенства епархии совершил праздничное богослужение. Это была первая Божественная литургия в монастыре после 60-летнего перерыва.
К празднику преподобного Авраамия 19 июля/ 1 августа 1992г на чудом уцелевшую звонницу был поднят почти полуторатонный колокол, ставший первым вкладом в обитель благочестивых благодетелей. Под звон сего колокола в день праздника в святые врата обители вступил ее священноархимандрит – епископ Костромской и Галичский Александр. При входе в монастырь его преосвященство встретили с крестом наместник монастыря игумен (ныне архимандрит) Никандр и братия. Вновь под открытым небом была совершена праздничная Божественная литургия, отслужен молебен и совершен крестный ход.
В мае 1993г найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый преподобным Авраамием под горою близ озера, и над ним поставлена новая часовня.
В день памяти преподобного Авраамия, 1 августа 1993г., епископ Александр освятил древний Покровский храм, в котором и было совершено праздничное богослужение.
В октябре 1993г был освящен и установлен крест на восстановленную колокольню, а в апреле 1994г к празднику Пасхи были освящены и подняты колокола. Всех колоколов на звоннице теперь десять: 1т 360кг., 650кг., 240кг., 130кг., 80кг., 32кг., 16кг., 9кг., 4кг и 2кг.
3 мая 1994г., на Светлой седмице, в праздник Иверской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия наместник Свято-Покровского Аврамиево-Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан Архимандрита.
Немногочисленна пока братия – 30 человек трудятся в храме, на монастырской кухне и в трапезной, на скотном дворе, несут различные послушания в других местах.
День в обители начинается с молитвенного правила пятисонницы, утренних молитв, полуношницы, прочитываются монастырские синодики с именами благодетелей, жертвователей, благоукросителей и всех заповедавших молится о них, а также почивших настоятелей и братии обители. По окончании правила насельники, поклонившись святым мощам основателя обители и приняв благословение от наместника, направляются на трапезу и затем на послушания. В полдень поставляется дневная трапеза, по окончании которой братия и паломники вновь идут на послушания. В 17 часов в обители начинается вечернее богослужение, после которого бывает вечерняя трапеза. В 21 час совершается вечернее правило, состоящее из малого повечерия с канонами Спасителю, Богородице и ангелу-хранителю, затем – молитвы на сон грядущий. Все богослужения совершаются в древнем храме святителя Николая, там же по утрам служится и Божественная литургия.
Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, почивающие под спудом в крипте под собором Умиления. Чудом сохранился покров (плащаница) с раки преподобного Авраамия. Преизобильно источают благодать его цельбоносные мощи, чудодействует и святая вода из колодца преподобного, сохранились и старинный железный крест с вериг преподобного Авраамия.
 

Рака  над  мощами  преподобного  Авраамия

Место упоения преподобного Авраамия.

Не оскудевают чудеса в древней обители, и невозможное делается возможным. Со всей России приезжают в село Ножкино, что стоит на берегу озера, посетить монастырь. Им хочется, как можно дольше здесь побыть, насладится чистым воздухом, ароматом цветов и скошенных трав.
Милостию Божией, заступлением Царицы Небесной, молитвами преподобного Авраамия и посильным трудом братии и благодетелей святая обитель возрождается, преображается, и жизнь во славу Божию продолжается.
 

«Чтоб легко шагали ноги сами
В Ножкино…
И чтоб исчезла грусть,
Помоги, ты нам,
Святой Авраамий,
Снова сделать праведною Русь!»
 

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь

 
   
   
   
   
Hosted by uCoz